Рекомендация 4. Опирайтесь на единство ощущений, чувств, памяти, мышления, действий

 



Начинайте освоение материала с чувственного (сенсорного) знакомства ученика с ним. Используйте любые действия с наглядным материалом, активные свободные манипуляции, в  которых  участвуют зрение, слух, осязание, движение: рассмотреть, ощупать, взвесить, выбрать, нарисовать, рассортировать. 

Таких действий должно быть столько, сколько необходимо ребенку с ОВЗ для исследования изучаемого.

Пример.

Сделайте наглядными абстрактные понятия: часть слова, слово, приставка, корень, суффикс, окончание. Ученики должны их видеть и даже трогать. На уроке по теме «Состав слова» нарисуйте на доске схему частей слова. Предложите ученикам составить схему слова из кубиков, на гранях которых изображены условные обозначения частей слова. Опыт убедит, что приставка – часть слова. Разбирая кубики, учащиеся развивают умение анализа и синтеза. 

Переход от ощущений к чувствам проходит автоматически: то, с чем взаимодействует ребенок, нравится ему или нет, удивляет, интригует, смешит и пр. Простые переживания – основа запоминания. Эмоции способствуют тому, что учебный материал (ситуация, задание) приобретает для ребенка собственный смысл. То, что ученик прочувствовал, останется в его памяти.

После того как ребенок контактировал с учебным материалом, ощутил его свойства, пережил эмоции и запомнил их, переходите к мыслительным заданиям. Когда вы составляете и выбираете их:

·        задействуйте на уроке каждого ученика. Возможности обучения определяют через зону ближайшего развития – это то, что ребенок не способен сделать сам, но может в сотрудничестве с педагогом. Показатель успеха – ребенок что-то узнал, понял, обнаружил, впервые сделал сам, смог произвольно повторить;

·        следите, чтобы учащийся выполнял задания правильно. Количество и сложность второстепенны;

·        оценивайте эффективность обучения по динамике. Используйте тетрадь, где учитель и родители ежедневно вносят краткие записи о том, что делал ребенок в течение дня;

·        сопровождайте действия (свои и ребенка) речью. Речь – инструмент мышления. Названные, озвученные действия ученик не забудет. Говорите ясно, используйте знакомые ребенку слова, короткие предложения, избегайте риторики. Повторяйте инструкцию к заданию столько раз, сколько это потребуется ребенку. Проговаривайте все шаги, которые нужно сделать в работе с заданием;

·        развивайте волю – она позволяет ребенку действовать систематически. Формируют волю максимальная временная близость результата, ради которого необходимо приложить усилия, возможность проявить свое мнение, самовыразиться, наглядность результата.




Комментарии