Рекомендация 5. Действуйте из профессиональной позиции

 



Оставайтесь учителем, действуйте в соответствии с профессиональной ролью и содержательными, этическими, правовыми нормами труда, будьте требовательным, но гуманным, открытым к диалогу и сотрудничеству. Напоминайте себе, что вы взрослый человек, который занимается педагогикой добровольно и сознательно.

Реалистично определяйте свою профессиональную миссию: в чем смысл и результаты труда, каков минимальный необходимый уровень освоения материала учащимся, что, вероятнее всего, будет невозможным для конкретных учеников и (или) класса.

Выделяйте педагогические задачи в работе с учащимся с ОВЗ: различать режим «урок» и «перемена», соблюдать правила обращения к учителю и ровесникам, принимать задание, не откладывать одно действие в ущерб другому, просить помощь и принимать ее, получать разные оценки, контролировать себя, действовать систематически, отвлекаться от одного ради другого, произвольно воспроизводить нужную информацию.

Проявляйте требовательность, побуждайте себя и учеников к полезной активности. Учитесь вместе качественно выполнять задания, понимать значимость результата. Эмоциональное отношение к ученику не должно влиять на оценку. Разделяйте действия (свои и других людей) на «можно» и «нельзя», что и почему неприемлемо.

Анкета, которая поможет определить готовность педагогов обучать детей с ОВЗ 

(Нажмите ЗДЕСЬ)

Чтобы качественно реализовать процесс обучения, педагогу необходимы знания для организации работы с детьми с ОВЗ и быть готовым к сотрудничеству с родителями, школьниками и специалистами. 

Уважаемые педагоги, воспользуйтесь анкетой, которая поможет увидеть уровень готовности  работать с детьми с ОВЗ: высокий, средний или низкий. 

А также узнаете о том, как сформированы этапы готовности к реализации инклюзивной практики: информационная, психологическая и поведенческая. 

Онлайн обработка поможет вам быстро получить результат и рекомендации. 

Интерпретация результатов:  Вы можете сами интерпретировать результаты количественно (подсчитать баллы)  и качественно (проанализировать свои ответы  на каждый вопрос).

  Компоненты готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ 

Ответы на высказывания с 1-го по 10-й характеризуют уровень информационной  (знаниевой) готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. 

Ответы на высказывания с 11-го по 20-й характеризуют уровень психологической (личностной)  готовности. 

Ответы на высказывания с 21-го по 30-й характеризуют уровень  профессиональной (деятельностной) готовности. 

Высокий уровень готовности – у педагога имеются необходимые знания для  организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных  особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как  к самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения  условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений. 

Средний уровень готовности – у педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми с ОВЗ. Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования. 

Низкий уровень готовности – педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ  ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей с ОВЗ. У него нет желания осваивать новые формы  и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ. 

Три этапа готовности педагога обучать детей с ОВЗ Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики складывается  поэтапно:  

Этап 1. Информационная (знаниевая) готовность. Этап 2. Психологическая (личностная) готовность. Этап 3. Профессиональная (деятельностная) готовность.  

Основными показателями информационной готовности педагога является  знание основных положений инклюзивного образования и реализации его идей  в практике работы, нормативной базы, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей детей с различными нарушениями в развитии, основ  психологии и коррекционной педагогики, форм и методов в работе с детьми  с нарушениями в развитии. Показатели психологической готовности педагога: принимает основные ценности инклюзивного образования, проявляет эмпатию по отношению к детям  с различными типами нарушений в развитии, проявляет социально-психологическую толерантность, понимает необходимость и условия организации инклюзивного образования, обеспечивает или готов обеспечить необходимые  условия для организации обучения детей с ОВЗ. Основные показатели профессиональной готовности педагога: умеет отбирать  оптимальные способы организации инклюзивного образования, проявлять гибкость, использовать в образовательной деятельности индивидуальный и дифференцированный подходы, владеет педагогическими технологиями, которые  обеспечивают условия организации инклюзивного образования, организует  совместное образование учеников с ОВЗ и учеников без ограничений возможностей здоровья, создает специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ, участвует в разработке адаптированных образовательных программ,  в том числе в разработке и проектировании индивидуальных учебных планов,  взаимодействует с педагогами, специалистами и родителями учащихся, умеет применять различные способы педагогического взаимодействия. 

Далее (Заключение)



Комментарии