Рекомендация 5. Действуйте из профессиональной позиции
Оставайтесь учителем,
действуйте в соответствии с профессиональной ролью
и содержательными, этическими, правовыми нормами труда, будьте
требовательным, но гуманным, открытым к диалогу
и сотрудничеству. Напоминайте себе, что вы взрослый человек, который
занимается педагогикой добровольно и сознательно.
Реалистично определяйте
свою профессиональную миссию: в чем смысл и результаты труда, каков
минимальный необходимый уровень освоения материала учащимся, что, вероятнее
всего, будет невозможным для конкретных учеников и (или) класса.
Выделяйте педагогические задачи
в работе с учащимся с ОВЗ: различать режим «урок»
и «перемена», соблюдать правила обращения к учителю
и ровесникам, принимать задание, не откладывать одно действие
в ущерб другому, просить помощь и принимать ее, получать разные
оценки, контролировать себя, действовать систематически, отвлекаться
от одного ради другого, произвольно воспроизводить нужную информацию.
Проявляйте
требовательность, побуждайте себя и учеников к полезной активности.
Учитесь вместе качественно выполнять задания, понимать значимость результата.
Эмоциональное отношение к ученику не должно влиять на оценку.
Разделяйте действия (свои и других людей) на «можно» и «нельзя»,
что и почему неприемлемо.
Анкета, которая поможет определить готовность педагогов обучать детей с ОВЗ
( Нажмите ЗДЕСЬ)
Чтобы качественно реализовать процесс обучения, педагогу необходимы знания для организации работы с детьми с ОВЗ и быть готовым к сотрудничеству с родителями, школьниками и специалистами.
Уважаемые педагоги, воспользуйтесь анкетой, которая поможет увидеть уровень готовности работать с детьми с ОВЗ: высокий, средний или низкий.
А также узнаете о том, как сформированы этапы готовности к реализации инклюзивной практики: информационная, психологическая и поведенческая.
Онлайн обработка поможет вам быстро получить результат и
рекомендации.
Интерпретация результатов: Вы можете сами интерпретировать результаты количественно (подсчитать баллы) и качественно (проанализировать свои ответы на каждый вопрос).
Компоненты готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ
Ответы на высказывания с 1-го по 10-й характеризуют уровень информационной (знаниевой) готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
Ответы на высказывания с 11-го по 20-й характеризуют уровень психологической (личностной) готовности.
Ответы на высказывания с 21-го по 30-й характеризуют уровень профессиональной (деятельностной) готовности.
Высокий уровень готовности – у педагога имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как к самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.
Средний уровень готовности – у педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми с ОВЗ. Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.
Низкий уровень готовности – педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей с ОВЗ. У него нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.
Три этапа готовности педагога обучать детей с ОВЗ Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики складывается поэтапно:
Этап 1. Информационная (знаниевая) готовность. Этап 2. Психологическая (личностная) готовность. Этап 3. Профессиональная (деятельностная) готовность.
Основными показателями информационной готовности педагога является знание основных положений инклюзивного образования и реализации его идей в практике работы, нормативной базы, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей детей с различными нарушениями в развитии, основ психологии и коррекционной педагогики, форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии. Показатели психологической готовности педагога: принимает основные ценности инклюзивного образования, проявляет эмпатию по отношению к детям с различными типами нарушений в развитии, проявляет социально-психологическую толерантность, понимает необходимость и условия организации инклюзивного образования, обеспечивает или готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей с ОВЗ. Основные показатели профессиональной готовности педагога: умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проявлять гибкость, использовать в образовательной деятельности индивидуальный и дифференцированный подходы, владеет педагогическими технологиями, которые обеспечивают условия организации инклюзивного образования, организует совместное образование учеников с ОВЗ и учеников без ограничений возможностей здоровья, создает специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ, участвует в разработке адаптированных образовательных программ, в том числе в разработке и проектировании индивидуальных учебных планов, взаимодействует с педагогами, специалистами и родителями учащихся, умеет применять различные способы педагогического взаимодействия.
Комментарии
Отправить комментарий