Рекомендация 3. Правильно организуйте образовательную среду

 



Проверьте, обеспечивают ли материально-технические условия и средства обучения возможность для освоения АООП. 

Что такое правильная среда для ребенка с ОВЗ ?!?

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СРЕДУ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ 
Рационально  организованная среда
Педагог:
 – систематизировал все предметы, которые нужны для обучения ребенка с ОВЗ, поддерживает в классе порядок;
 – четко зонировал класс: доска, отдельные парты, шкафы с пособиями, бумага, аптечка, кулер;  
– предусмотрел в классе место для прохода (проезда) ребенка  с ОВЗ к парте; -учел особенности зрения, когда рассчитывал удаленность парты от доски, леворукого ученика посадил слева, выбрал соседа  по парте, который дружит с ребенком с ОВЗ; 
 – исключил лишнюю стимуляцию;
 – хранит личные вещи вне видимости ребенка; 
– соблюдает режим уроков и перемен, меняет виды деятельности  с учебной (на уроке) на игровую, коммуникативную, двигательную (на перемене). 

Результат:
 ребенок с ОВЗ совершает учебные действия легко, быстро, без физической и эмоциональной перегрузки . 

Семантически  обозначенная среда
Педагог:
 – расположил учебные пособия и книги для урока в открытом  шкафу, расставил их по системе (по классам, предметам, частоте  использования на уроке). Пособия для учителя стоят отдельно;
 – предусмотрел контейнер для личных вещей ребенка, которые ему  нужны для урока и самообслуживания. Контейнеры и папки лежат  не в закрытых ящиках, а на виду; 
-подписал папки с материалами. Например, на коробке с письменными принадлежностями для ребенка с ОВЗ крупно нарисовал  карандаш;
 – подготовил для ребенка с ОВЗ карточки, которые тот использует,  чтобы сообщить о своей потребности. Например, «туалет», «вода»,  «лекарство»;
 – показывает перед уроком, что понадобится ученику для работы. 

Результат: ребенок с ОВЗ понимает, где что в классе находится,  может сигнализировать о своих потребностях.  

Разнообразная,  сенсорно-стимулирующая среда
Педагог:
 – использует письменные принадлежности и учебные материалы, которые позволяют задействовать мелкую (движения кисти, пальцев) и крупную (движения рук, ног, всего тела) моторику;
-демонстрирует схемы и текст на доске, аудиозаписи, видеофрагменты, презентации, таблицы, в том числе с частично незаполненными ячейками; 
– использует разные цвета, объемные и плоские фигуры, фигуры и макеты из составных частей, макеты из бумаги, дерева, пластмассы, текстиля, трафареты, кармашки и вкладыши, карточки для классификации или выбора правильного ответа, пазлы; 
– позволяет ребенку с ОВЗ самостоятельно и инициативно действовать на уроке;
– трансформирует среду во время урока; 
– чередует виды деятельности; 
– предлагает ученику выбирать задания, способы выполнения, формы предъявления учителю; 
– применяет предметы разной фактуры, листы бумаги разной плотности, площади, цвета. 

Результат:
 ребенок с ОВЗ на уроке задействует разные сенсорные системы (тактильное восприятие, слуховое, зрительное).

 Разноуровневая  среда
Педагог планирует урок на основе понимания зоны ближайшего  развития ребенка с ОВЗ. 
Дает задания:  
- на восприятие: рассмотри, послушай, потрогай, взвесь; 
– воспроизведение: повтори, сделай так же, сделай по образцу,  перерисуй, скопируй;
-мышление: реши, сравни, убери лишнее, продолжи, дополни, раздели на группы, заполни недостающие фрагменты; 
– предметные: выбери, отложи, достань, попробуй, разложи; 
– речевые и диалогические: назови, произнеси, расскажи, опиши, спроси, ответь; 
– эмоционально-экспрессивные: «Как тебе это?», «Нравится?», «На что похоже?», «Изобрази», «Выбери лучшее». 

Результат: ребенок с ОВЗ может заниматься на уроке осмысленной  деятельностью, приобретает опыт успеха.

 Психологически  безопасная среда
 Педагог: 
– подготовил для ребенка с ОВЗ убежище от чрезмерной стимуляции-специальное место в классе, где можно ни с кем не контактировать: удобный стул или кресло, ширма; 
– строит контакт с ребенком в деловом тоне, требовательно, но не унизительно; 
– соблюдает право ученика на приватность; 
– говорит спокойным деловым тоном, не применяет жалостливых (бедняжка, горемыка, инвалид) и оценочных высказываний (плохой, неудачник, стеснительный) в адрес личности ребенка; 
– оценивает понятно и последовательно. 
Например, три ошибки – два, первые пять заданий выполнены – зачтено, сделано правильно, но неаккуратно – четыре. 

Результат: 
ребенок с ОВЗ не испытывает психологические риски, которые  приводят  к  негативным  последствиям для здоровья.

Комментарии