Рекомендация 3. Правильно организуйте образовательную среду
Проверьте, обеспечивают ли материально-технические условия и средства обучения возможность для освоения АООП.
Что такое правильная среда для ребенка с ОВЗ ?!?
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СРЕДУ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
Рационально
организованная среда
Педагог:
– систематизировал все предметы, которые нужны для обучения
ребенка с ОВЗ, поддерживает в классе порядок;
– четко зонировал класс: доска, отдельные парты, шкафы с пособиями, бумага, аптечка, кулер;
– предусмотрел в классе место для прохода (проезда) ребенка
с ОВЗ к парте; -учел особенности зрения, когда рассчитывал удаленность парты от доски, леворукого ученика посадил слева, выбрал соседа
по парте, который дружит с ребенком с ОВЗ;
– исключил лишнюю стимуляцию;
– хранит личные вещи вне видимости ребенка;
– соблюдает режим уроков и перемен, меняет виды деятельности
с учебной (на уроке) на игровую, коммуникативную, двигательную
(на перемене).
Результат:
ребенок с ОВЗ совершает учебные действия легко, быстро, без физической и эмоциональной перегрузки .
Семантически
обозначенная среда
Педагог:
– расположил учебные пособия и книги для урока в открытом
шкафу, расставил их по системе (по классам, предметам, частоте
использования на уроке). Пособия для учителя стоят отдельно;
– предусмотрел контейнер для личных вещей ребенка, которые ему
нужны для урока и самообслуживания. Контейнеры и папки лежат
не в закрытых ящиках, а на виду;
-подписал папки с материалами. Например, на коробке с письменными принадлежностями для ребенка с ОВЗ крупно нарисовал
карандаш;
– подготовил для ребенка с ОВЗ карточки, которые тот использует,
чтобы сообщить о своей потребности. Например, «туалет», «вода»,
«лекарство»;
– показывает перед уроком, что понадобится ученику для работы.
Результат: ребенок с ОВЗ понимает, где что в классе находится,
может сигнализировать о своих потребностях.
Разнообразная,
сенсорно-стимулирующая среда
Педагог:
– использует письменные принадлежности и учебные материалы,
которые позволяют задействовать мелкую (движения кисти, пальцев) и крупную (движения рук, ног, всего тела) моторику;
-демонстрирует схемы и текст на доске, аудиозаписи, видеофрагменты, презентации, таблицы, в том числе с частично незаполненными ячейками;
– использует разные цвета, объемные и плоские фигуры, фигуры
и макеты из составных частей, макеты из бумаги, дерева, пластмассы, текстиля, трафареты, кармашки и вкладыши, карточки для
классификации или выбора правильного ответа, пазлы;
– позволяет ребенку с ОВЗ самостоятельно и инициативно действовать на уроке;
– трансформирует среду во время урока;
– чередует виды деятельности;
– предлагает ученику выбирать задания, способы выполнения, формы предъявления учителю;
– применяет предметы разной фактуры, листы бумаги разной плотности, площади, цвета.
Результат:
ребенок с ОВЗ на уроке задействует разные сенсорные системы (тактильное восприятие, слуховое, зрительное).
Разноуровневая среда
Педагог планирует урок на основе понимания зоны ближайшего
развития ребенка с ОВЗ.
Дает задания:
- на восприятие: рассмотри, послушай, потрогай, взвесь;
– воспроизведение: повтори, сделай так же, сделай по образцу,
перерисуй, скопируй;
-мышление: реши, сравни, убери лишнее, продолжи, дополни, раздели на группы, заполни недостающие фрагменты;
– предметные: выбери, отложи, достань, попробуй, разложи;
– речевые и диалогические: назови, произнеси, расскажи, опиши,
спроси, ответь;
– эмоционально-экспрессивные: «Как тебе это?», «Нравится?»,
«На что похоже?», «Изобрази», «Выбери лучшее».
Результат: ребенок с ОВЗ может заниматься на уроке осмысленной
деятельностью, приобретает опыт успеха.
Психологически
безопасная среда
Педагог:
– подготовил для ребенка с ОВЗ убежище от чрезмерной стимуляции-специальное место в классе, где можно ни с кем не контактировать: удобный стул или кресло, ширма;
– строит контакт с ребенком в деловом тоне, требовательно,
но не унизительно;
– соблюдает право ученика на приватность;
– говорит спокойным деловым тоном, не применяет жалостливых
(бедняжка, горемыка, инвалид) и оценочных высказываний (плохой, неудачник, стеснительный) в адрес личности ребенка;
– оценивает понятно и последовательно.
Например, три ошибки –
два, первые пять заданий выполнены – зачтено, сделано правильно, но неаккуратно – четыре.
Результат:
ребенок с ОВЗ не испытывает психологические риски, которые приводят к негативным последствиям для здоровья.
Комментарии
Отправить комментарий